ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 30RS0003-01-2022-005395-76 |
Дата поступления | 01.03.2023 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления → прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Рахматулина Е.А. |
Дата рассмотрения | 11.05.2023 |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Номер здания, название обособленного подразделения | 1 |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству | 01.03.2023 | 17:40 | 01.03.2023 | ||||||
Передача материалов судье | 02.03.2023 | 10:24 | 02.03.2023 | ||||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 06.03.2023 | 17:08 | 10.03.2023 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 22.03.2023 | 14:10 | Рассмотрение дела начато с начала | 10.03.2023 | |||||
Рассмотрение дела начато с начала | 22.03.2023 | 14:57 | вступление/привлечение заинтересованного лица | 22.03.2023 | |||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 22.03.2023 | 14:58 | 22.03.2023 | ||||||
Судебное заседание | 12.04.2023 | 13:50 | Отложено | неявка надлежащим образом извещенного административного ответчика, присутствие которого является/признано обязательным | 22.03.2023 | ||||
Судебное заседание | 24.04.2023 | 10:40 | Рассмотрение дела начато с начала | изменение предмета и основания административного иска | 12.04.2023 | ||||
Судебное заседание | 11.05.2023 | 15:00 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска | 24.04.2023 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Администрация муниципального образования "Городской округ город Астрахань" | 3015009178 | 301501001 | 1033000821809 | |||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Акжигитова Дания Шамильевна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2023 года г. Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Рахматулиной Е.А.
при секретаре Вилявиной Г.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43 административное дело № 2а-1669/2023 по административному исковому заявлению Акжигитовой ФИО6 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области о признании действий незаконными и понуждении устранить допущенные нарушения,
установил:
административный истец Акжигитова Д.Ш. обратилась в суд с административным заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (далее – Управление Росреестра по Астраханской области) о признании действий незаконными и понуждении устранить допущенные нарушения.
Требования мотивированы тем, что она проживает в доме <адрес>, признанном аварийным. Размер ее выкупной цены при изъятии земельного участка и расположенного на нем жилого дома зависит, в том числе, от размера земельного участка с кадастровым номером №
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости Акжигитовой Д.Ш. и Давлетовой З.Д. принадлежит по 8/67 данного земельного участка.
Заключением ГБУ АО «Астраханского государственного фонда технических данных и кадастровой стоимости» (БТИ) от ДД.ММ.ГГГГ указано, что рекомендуемые доли в праве общей долевой собственности на земельный участок составляют по литеру «Ж» 27/97, то есть по 27/194 на каждого из совладельцев литера «Ж».
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Астраханской области она уведомлена о приостановке государственной регистрации прав в отношении данного земельного участка, ей предложено предоставить соглашение о способе раздела имущества между сособственниками либо судебное решение об установлении такой доли в собственности, хотя ей не ставился вопрос о выделе из общего имущества ее доли земельного участка. В настоящее время она лишь оспаривает размер доли, приходящейся на ее домовладение.
Истец обратилась с письмами к иным собственникам: к администрации МО «Город Астрахань», Зайнуллиной Ш.Х. (литер А, <адрес>), Давлетовой З.Д. (литер Ж). Управление муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» ДД.ММ.ГГГГ как собственник <адрес> сообщило, что считает нецелесообразным подписание соглашения о распределении долей.
В связи с чем, просит суд признать незаконным отказ в государственной регистрации размера принадлежащий ей доле земельного участка и обязать Управление Росреестра по Астраханской области осуществить государственную регистрацию права ее долевой собственности в размере 27/194 земельного участка с кадастровым номером 30:12:030785:45.
В судебном заседании Акжигитова Д.Ш. требования поддержала, просила удовлетворить.
Заинтересованное лицо Давлетова З.Д. поддержала требования истца.
Остальные участники процесса при надлежащем извещении не явились.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В силу ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
В соответствии с ч. 1 и 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и государственная регистрация прав проводится на основании заявления. К заявлению о государственном кадастровом учете должны быть приложены документы, необходимые для его проведения.
Положением ст. 3 указанного закона предусмотрено, что к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
Ст. 7 этого закона предусмотрено, что единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества.
Приказ Росреестра от 01.06.2021 года № П/0241 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» предусматривает, что государственной регистрации подлежат сведения о праве собственности и иных вещных правах на объект недвижимого имущества, в том числе сведения о его правообладателе, о подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации ограничениях прав, обременениях недвижимого имущества и сделках с данным объектом недвижимого имущества (записи реестра прав на недвижимость).
Исходя из приведенных положений законодательства и нормативных актов, в полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии входит регистрация права собственности на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих основание и момент возникновения у гражданина прав на объект недвижимости.
В судебном заседании установлено, что по данным Управления Росрееста по Астраханской области за Акжигитовой Д.Ш. зарегистрировано право собственности на 8/67 долей земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Административный истец обратилась в Управление Росреестра по Астраханской области с целью осуществления действий по государственной регистрации прав в отношении земельного участка, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по Астраханской области приостановило государственную регистрацию права, а уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Акжигитовой Д.Ш. отказано в государственной регистрации права на долю земельного участка, поскольку заявителем не представлено соглашение о способе раздела имущества.
Обращаясь в суд с настоящим требованием, Акжигитова Д.Ш. основывает свои требования на том, что в связи с тем, что за ней и Давлетовой З.Д. признано право собственности на жилой дом литер «Ж», находящийся на данном земельном участке совместно с другим многоквартирным жилым домом, что, по ее мнению, должно повлечь изменения в праве долевой собственности на земельный участок.
При этом Акжигитова Д.Ш. ссылается на заключением ГБУ АО «Астраханского государственного фонда технических данных и кадастровой стоимости» (БТИ) от ДД.ММ.ГГГГ, по которому рекомендуемые доли в праве общей долевой собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, составляют по литеру «Ж» 27/97, то есть по 27/194 на каждого из совладельцев литера «Ж».
Вместе с тем, данный документ, в силу закона не порождает ни право собственности на объект недвижимости, ни право на регистрацию изменения долей в праве собственности. Он носит рекомендательный характер и может являться основанием для урегулирования прав на общее долевое имущество между сособственниками в досудебном либо судебном порядке.
Согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1).
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (п. 5).
Так, согласно пункту 4-6 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи (п. 2 ст. 13).
Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей долевой собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется (п. 3 ст. 13).
При этом в силу п. 4 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, если решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
Ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что если иное не установлено федеральным законом, с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права, возникающего с момента государственной регистрации, на объект недвижимости, который приобретается в общую долевую собственность, обращаются все лица, которые приобретают такой объект в общую долевую собственность. Таким образом, для внесения изменений в данные росреестра об изменении долей, заявитель обязана предоставить соглашение со всеми собственниками на изменение долей в объекте недвижимости, либо иной правоустанавливающий документ.
Анализ представленной по делу совокупности доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что указанное уведомление об отказе в государственной регистрации права являются законными и обоснованными и не противоречат требованиям закона, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Акжигитовой ФИО7 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области о признании действий незаконными и понуждении устранить допущенные нарушения оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья:
